<< Назад | Пражский Град | Вперед >>

СОБОР СВЯТОГО ВИТА
(katedrála sv. Víta)

 СОБОР СВЯТОГО ВИТА

Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха явяляется самой знамениой досторимечательностью в Праге и всегда был доминантным местом города. На его месте ранее стояла романская ротонда, которую основал князь Вацлав в 935 году, а потом там же был захоронен. В 1060 году князь Спытигнев ее разрушил и на этом месте построил трехярусную романскую базилику, которая здесь стояла до 1344 года (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, котрого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Строительство главного храма королевства начал Карл IV в связи с повышением пражского епископства на архиепископство. Он был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект подготовил француз Матье из Арраса. Деньги для строительства Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Первым этапом строительства готического собора (1344-1352) руководил французский архитектор Матиаш из Арраса. После его смерти продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Скульптурная отделка интерьера, как полагают, тоже выполнена в мастерской Парлерж. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны (1406). К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).

В 1873 г. началась реставрация старой части собора и достройка его западной части. Строительство трех-нефного объема и западного фасада с двумя башнями было осуществлено архитекторами И. Мокером и К. Гильбертом на основе тщательного изучения сохранившихся чертежей П. Парлержа. Строительство было закончено в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На витраже-розе изображена сцена «Сотворение мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере прежде всего поражают большие витражи, исполненные ведущими чешскими художниками М. Швабинским и А. Мухой. В трифории (закрыт для посещений) над арками боковых нефов находится галерея с членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внесших вклад в строительство собора. Бюсты отлиты в мастерской Парлержа. Один из них, изображающий самого архитектора, считается первым автопортретом в истории европейского искусства. Собор Св. Вита был одновременно и епархиальным храмом, и усыпальницей светских правителей. Господствующее положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает готический Главный алтарь. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора, созданный Александром Коллином в 1566— 1589 гг. и образующий надземную часть усыпальницы.

В средние века в храм входили через Золотые ворота, которые ведут в поперечный неф между главной башней и капеллой Св. Вацлава. Это одно из важнейших творений Петра Парлержа. Их украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и уроды. Имеется в виду, что вся нечисть находится вне пределов церкви и под контролем: помогает отпугивать другую нечисть, а заодно работает водостоками. Среди всего прочего на стенах можно разглядеть послания типа: "Гонза и Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой башне с готическим основанием, достигающим высоты 58 м, находится самый большой колокол Чехии "Зикмунд" (18 т), отлитый в XVI веке. Часы на башне - хайтек Рудольфа II: на одном циферблате показывают целый час, а на другом, пониже, - каждую четверть часа.

По периметру собора - 21 капелла. Наибольшее культурное и историческое значение имеет капелла Св. Вацлава над могилой принца-мученика. Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Нижнюю часть стены часовни украшают 1300 самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св. Вацлава. Средняя часть посвящена сценам Страстей Господних. Статуя Св. Вацлава исполнена Парлержем. В обходе хора расположены капеллы с надгробиями, изготовленными также в мастерской Парлержа. Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии. Собрание драгоценностей включает королевскую корону, жезл, державу, шитое золотом парчовое одеяние, епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава (1346 г.) украшена изумрудами, рубинами, жемчугом и шестью из девяти самых крупных сапфиров мира. Держава из листового золота инкрустирована эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Жезл относится к 16 в., отделан резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и рубинами. Королевские регалии были помещены в Собор Св. Вита в соответствие с папской буллой Климента V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в. и покидали его только трижды в периоды военной угрозы. В отличие от них самая новая реликвия чешского государства — бронзовая доска в память о событиях 1989 г., приведших к падению коммунистического режима в Чехословакии, — легкодоступна для обозрения в часовне Шварценбергов. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.). Возведенный как духовный символ государства, собор Св. Вита и сегодня сохраняет значение национальной святыни. мировой войны. Снаружи в их честь поставили стелу из цельного куска гранита высотой 16 метров.

 | Домой | Прага - столица Чехии | Чешский Крумлов | Карловы Вары |
| Любимая Чехия | Черноморское побережье | Окно в Париж |

Hosted by uCoz