Кафедральный собор святого Вита,
Вацлава и Войтеха явяляется самой
знамениой досторимечательностью в
Праге и всегда был доминантным местом
города. На его месте ранее стояла
романская ротонда, которую основал
князь Вацлав в 935 году, а потом там же
был захоронен. В 1060 году князь
Спытигнев ее разрушил и на этом месте
построил трехярусную романскую
базилику, которая здесь стояла до 1344
года (остатки базилики и ротонды видны
через решетку с южной стороны собора).
По легенде, в языческие времена на этом
месте стоял идол Святовита, котрого
чехи почитали за главного бога.
Отовсюду приходил народ поклониться
идолу, а в жертву приносили его любимое
блюдо - черного петуха. Не брезговал
Святовит и калачами с вином. Якобы по
созвучию и велел Вацлав освятить новую
часовню именем святого Вита, и, что
характерно, аж до конца прошлого века в
День святого Вита христиане приносили
к собору вино и калачи.
Строительство главного храма
королевства начал Карл IV в связи с
повышением пражского епископства на
архиепископство. Он был задуман как
символ тройственности метрополии:
Прага - как главный город Чехии; Град -
как основа Праги; собор Святого Вита -
как главный храм Града. Проект
подготовил француз Матье из Арраса.
Деньги для строительства Карл IV
доставал самыми разными способами:
брал десятину с серебродобытчиков и
налоги с церквей, наладил продажу
индульгенций.
Проект был задуман с таким размахом,
что постройка растянулась на 600 лет. На
протяжении этого времени в
строительстве поучаствовали
французские, немецкие, чешские
архитекторы и успели отразиться
последующие архитектурные стили:
ренессанс и барокко. Первым этапом
строительства готического собора
(1344-1352) руководил французский
архитектор Матиаш из Арраса. После его
смерти продолжить строительство Карл
позвал 24-летнего Петра Парлержа из
Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399
годах он возвел капеллы обхода хора,
лестницу, свод пресвитерия и нижнюю
часть главной башни с Золотыми
воротами. Скульптурная отделка
интерьера, как полагают, тоже выполнена
в мастерской Парлерж. Вместе со своим
предшественником мастер был похоронен
в северной части собора.
Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр
доделывали главную башню, пока не
начались Гуситские войны (1406). К этому
времени относится легенда о Вацлаве IV,
которому было пророчество
"погибнуть перед башней
святовитской". Вацлав толковал слово
"перед" двояко - как "перед
башней на площади" или "перед тем,
как она будет закончена", поэтому
решил избавиться хотя бы от одной
возможности. Он повелел снести башню,
но в тот момент начались Гуситские
восстания, и Вацлава хватил инфаркт.
Хитрое пророчество таки сбылось. А
башню достроили только в 1562 году;
архитекторы Вольмут и Тироль украсили
ее ренессансной галереей и луковичной
крышей. Нынешним своим барочным
обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).
В 1873 г. началась реставрация старой
части собора и достройка его западной
части. Строительство трех-нефного
объема и западного фасада с двумя
башнями было осуществлено
архитекторами И. Мокером и К.
Гильбертом на основе тщательного
изучения сохранившихся чертежей П.
Парлержа. Строительство было закончено
в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной
башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно
войти через бронзовые двери западного
фасада. На дверях изображены сцены из
истории строительства храма, а также
эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На
витраже-розе изображена сцена «Сотворение
мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере
прежде всего поражают большие витражи,
исполненные ведущими чешскими
художниками М. Швабинским и А. Мухой. В
трифории (закрыт для посещений) над
арками боковых нефов находится галерея
с членов королевской семьи, выдающихся
архитекторов и всех, внесших вклад в
строительство собора. Бюсты отлиты в
мастерской Парлержа. Один из них,
изображающий самого архитектора,
считается первым автопортретом в
истории европейского искусства. Собор
Св. Вита был одновременно и
епархиальным храмом, и усыпальницей
светских правителей. Господствующее
положение в интерьере с 28 несущими
колоннами занимает готический Главный
алтарь. Перед ним находится
Королевский саркофаг из белого мрамора,
созданный Александром Коллином в 1566—
1589 гг. и образующий надземную часть
усыпальницы.
В средние века в храм входили через
Золотые ворота, которые ведут в
поперечный неф между главной башней и
капеллой Св. Вацлава. Это одно из
важнейших творений Петра Парлержа. Их
украшает восстановленная мозаика 1370
года с изображением Страшного суда. Фон
ее сделан из позолоченных кубиков
стекла, фигуры - из разноцветных
камешков. Все камешки были специально
выточены в Венеции. Ворота закрыты
бронзовой решеткой с аллегорическими
композициями на зодиакальные темы.
Вообще, внешнее оформление собора
полно знаков и символов. Со стен
свешиваются химеры и уроды. Имеется в
виду, что вся нечисть находится вне
пределов церкви и под контролем:
помогает отпугивать другую нечисть, а
заодно работает водостоками. Среди
всего прочего на стенах можно
разглядеть послания типа: "Гонза и
Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой
башне с готическим основанием,
достигающим высоты 58 м, находится самый
большой колокол Чехии "Зикмунд" (18
т), отлитый в XVI веке. Часы на башне -
хайтек Рудольфа II: на одном циферблате
показывают целый час, а на другом,
пониже, - каждую четверть часа.
По периметру собора - 21 капелла.
Наибольшее культурное и историческое
значение имеет капелла Св. Вацлава над
могилой принца-мученика. Надгробие
князя было собрано из кусочков и
отреставрировано в начале XX века.
Нижнюю часть стены часовни украшают 1300
самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св.
Вацлава. Средняя часть посвящена
сценам Страстей Господних. Статуя Св.
Вацлава исполнена Парлержем. В обходе
хора расположены капеллы с надгробиями,
изготовленными также в мастерской
Парлержа. Из часовни есть выход к
палате с коронационными
драгоценностями. Палата заперта на
семь замков, а ключи от них находятся у
семи особ: президента республики,
председателя парламента, мэра,
архиепископа и т.д. Вместе они
собираются только на большие церемонии.
Собрание драгоценностей включает
королевскую корону, жезл, державу,
шитое золотом парчовое одеяние,
епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава
(1346 г.) украшена изумрудами, рубинами,
жемчугом и шестью из девяти самых
крупных сапфиров мира. Держава из
листового золота инкрустирована
эмалью, жемчугом и драгоценными
камнями. Жезл относится к 16 в., отделан
резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и
рубинами. Королевские регалии были
помещены в Собор Св. Вита в
соответствие с папской буллой Климента
V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в.
и покидали его только трижды в периоды
военной угрозы. В отличие от них самая
новая реликвия чешского государства —
бронзовая доска в память о событиях 1989
г., приведших к падению
коммунистического режима в
Чехословакии, — легкодоступна для
обозрения в часовне Шварценбергов. По
праздничным дням звучит древний орган,
украшенный орнаментом в стиле рококо
(1757 г.). Возведенный как духовный символ
государства, собор Св. Вита и сегодня
сохраняет значение национальной
святыни. мировой войны. Снаружи в их
честь поставили стелу из цельного
куска гранита высотой 16 метров. |