<< Пражский Град | Вперед >>

ПРАЖСКИЙ ГРАД
(Pražký Hrad)

ПРАЖСКИЙ ГРАД

Княжеская крепость, а позднее град чешских королей была основана на выступе, который на юге спускается к Влтаве, а на севере ограничен глубокой долиной речки Бруснице, вливающейся во Влтаву. Вытянутая форма выступа в древности очень напоминала длинный хребет собаки с хвостом, это сравнение можно встретить в старых летописях. На более доступной западной стороне дорогу к крепости преграждал углубленный широкий ров с мостом, о чем в 1004 г. упоминает древний летописец Козьма.

Первую крепость князь Борживой основал, вероятно, после 880 г. Перед этим он вместе со своей женой Людмилой принял крещение из рук славянского проповедника Мефодия. Борживой приказал построить первый христианский костел, посвященный деве Марии. В настоящее время от него, к сожалению, сохранилась только часть фундамента.

В центре крепости находился княжеский двор, на востоке от него князь Вратислав I в 920 г. построил костел св. Георгия (Иржи). Сын Вратислава I Вацлав в запад ной части крепости построил двухэтажную каменную ротонду, посвященную после 929 г. св. Биту, которая в дальнейшем стала главным чешским собором. После основания епископства в 929 г. была построена часовня, посвященная св. Морицу. От ротонды Вацлава сохранились лишь незначительные остатки стен, в частности, апсиды с могилой князя, где сейчас расположена часовня св. Вацлава, в которую в течение столетий превратился вацлавский костел.

В 1050 г. князь Бржеслав I приказал заменить укрепленный вал Пражского Града каменной стеной, а в 1060 г. князь Спитигнев II на месте ротонды св. Вацлава начал работы по созданию проекта базилики, посвященной святым мученикам Виту, Вацлаву и Войтеху. Строительству храма не помешал даже пожар, и оно было закончено во время правления чешского короля Вратислава I в 1090 г. Тогда же был построен и монастырь пражского костела - резиденция пражского митрополита, основанная еще в конце тысячелетия.

В XII в. Прага пережила весьма бурную эпоху, но несмотря на многие перемены, связанные со сменой правителей и войнами, развитие страны, пражского предградья и самого Града не приостановилось. После 1135 г. при правлении князя Собеслава I по образу и подобию романских городов, расположенных западнее и южнее от чешских границ, началось обновление Пражского Града. Все крепостные стены Града были тщательно обложены белым камнем и укреплены французскими башенками, которые сохранились и поныне. Княжеский дворец у стены Града был расширен, к нему были пристроены три надвратные башни и двухэтажная дворцовая капелла Всех святых. Обновление коснулось и резиденции пражских епископов, основа которой и сегодня видна на фасаде здания старого епископского дворца. При осаде Пражского Града в 1142 г. Конрадом Зноемским от подожженной стрелы возник пожар, в результате чего базилика и женский монастырь св. Георгия были повреждены. Они также были перестроены. Настоятельницей монастыря, основанного княжеской сестрой Младой, по традиции была особа из королевского рода, которая имела титул княжны-аббатисы и право короновать чешскую королеву. Монастырь впоследствии стал Институтом благородных девиц.

Активная политика Пршемысловичей в период экономического подъема была направлена на строительство новых городов. За счет образования обширного пред-градья в западном направлении, Град также был значительно расширен. Снова были усовершенствованы укрепления. К первоначальному романскому дворцу в верхнем этаже был пристроен коридор с аркадами. Затем ко дворцу присоединили часовню Всех святых.

После короткого периода царствования Рудольфа Австрийского (Габсбурга), а затем и Генриха Хорутанского, на чешский трон взошел Ян Люксембургский, сын люксембургского графа, римского императора Генриха VII. 

В 1340 г. по решению чешского сейма, соблюдая церемониальные акты Праги и Силезского княжества 1341 г. о воздании почестей, Карл, сын Яна, был провозглашен чешским королем. За его плечами было уже тринадцать лет правления в Чехии, когда он был наместником, замещая своего отца Яна, бывавшего постоянно в разъездах.

По примеру резиденции французских королей Карл начал обновлять Пражский Град. При этом при внесении новых элементов он стремился учесть традиции и своеобразие места. Вначале был полностью перестроен Королевский дворец. В Новом Дворце сохранилась старая ценная часть здания - романский фундамент и остатки дворца Пршемысла Оттокара II. В центре дворца был большой зал, соединенный с соседней часовней Всех святых. Прекрасное сооружение с ажурными переплетами окон с цветными витражами было построено по образцу парижской капеллы Сент Шапель.

Во времена правления Карла VI Прага стала политической и культурной столицей империи. Пражский Град стал резиденцией римского короля, а затем и императора Священной Римской империи. В нем царил дух дипломатических переговоров и королевских приемов. После смерти в 1378 г. Карл VI оставил правление своему сыну Вацлаву VI. Новый король переселился в Старый Город, на Королевский двор, который затем и стал на протяжении ста лет резиденцией правителей.

В период правления королей из династии Ягеллонов в Пражском Граде шли большие строительные работы, связанные, прежде всего, с именем Бенедикта Рейта из Пистова. Вероятно, вначале были перестроены укрепления Града, так как с развитием артиллерийской техники их необходимо было реконструировать. Также нужно было усилить оборонительную систему обоих ворот: у западной надвратной башни было построено укрепление, а перед восточной - батбакан - узкий дворик, представляющий собой предзамковое укрепление. Фортификационную систему дополняли несколько башен оборонительного характера, в которых можно было установить огнестрельные орудия. Самая известная из них - "Далиборка" - была и местом заключения.

Высокое мастерство Рейта проявилось также и при обновлении Королевского дворца. Самыми известными сохранившимися до наших дней архитектурными памятниками того времени являются Владиславский зал и аудиенц-зал - творение Рейта 1490-1502 г. Монументальное впечатление производит сетчатая система дугообразных сводов. Такое же поразительное мастерство было достигнуто и в сводах так называемой Лестницы всадников, то есть главной торжественной лестницы при входе во Владиславский зал. Западное крыло Королевского дворца и новый королевский ораторий (молельная) в капелле св. Вацлава являются, по всей вероятности, творениями Мастера Ганса Шпейса из Франкфурта. В 1503-1510 гг. Бенедикт Рейт из Пистова также построил так называемое Людвиковское крыло дворца, уже в чисто ренессансном стиле. Фасад здания со стороны города разделен окнами в стиле раннего ренессанса.

Во время правления Фердинанда древний средневековый Град постепенно превращался в резиденцию ренессансного стиля. К самым прекрасным творениям Ренессанса принадлежат восточный и западный фронтоны Владиславского Дворца. В западном направлении от дворца Фердинанд начал строительство новых королевских покоев. За оленьим рвом был разбит Королевский сад с летним дворцом. Он был построен по канонам итальянского Ренессанса севернее Альп и засажен по образцу итальянских садов. Но настоящей жемчужиной сада является "Поющий фонтан" (1564-1568 гг.), называемый так по звуку падающих в чашу фонтана капель воды. Однако в результате пожара, охватившего 2 июня 1541 г. всю левобережную часть Праги, включая Град, работы по осуществлению ренессансного проекта в Пражском Граде были приостановлены. 

Строительство ренессансной резиденции в Пражском Граде, а также Бургграфского, Рожумбергского и Лобковицкого дворцов продолжалось и во времена правления преемника Фердинанда - Максимилиана II и завершилось при Рудольфе II. В течение почти трех десятилетий Пражский Град был снова императорской резиденцией.  При Рудольфе II в южном крыле на месте бывших виноградников был построен Райский сад. После 1920 г. благодаря архитектору Иосипу Плечнику он приобрел современный вид.

Кроме перестройки часовни Всех святых и украшения храма св. Вита, при императоре в 1584-1606 г. был построен северный дворец с двумя большими залами, небольшое крыло с башней напротив храма св. Вита и прилегающий к нему Испанский зал, автором которого был императорский архитектор Джованни Мария Филиппи. Тогда же возник и современный вид Золотой улочки с домиками, пристроенными вплотную к стене оборонительных укреплений. Град при Рудольфе II был одним из известнейших центров европейского маньеризма. Прага стала городом художников, ученых, астрономов, астрологов.

В 1614 г. по проекту Винченце Скамоцци в Граде были построены Матиашовы Ворота, которые ознаменовали приход нового стиля - барокко.

Незадолго до того, как закончилась Тридцатилетняя война, войска шведского генерала Кенигсмарка разграбили коллекции Рудольфа и другие сокровища в Праге и в Малой Стране. Тем не менее уже при правлении Фердинанда III, еще до окончания Тридцатилетней войны, в Граде началось строительство нового королевского дворца по проекту Джузеппе Матте. В 1680 г. фасад монастырского костела св. Георгия был украшен барочным фронтоном с рельефом святого. Барочную форму приобрела и старая консистория (архиепископский дворец). В семидесятых годах XVII в. был обновлен ренессансный Лобковицкий дворец, в двадцатых годах XVII в. в барочном стиле была построена капелла св. Яна Непомуцкого. В конце столетия Град и сады в северной части были огорожены бастионными укреплениями также в стиле барокко. При правлении императора Леопольда I был достроен и храм св. Вита. Это связывают с предсказанием о том, что тот, кто достроит собор, избавит Европу от турок. Возможно, под влиянием этого в 1673 г. император положил закладной камень при достройке собора. Кроме дворцовых и сакральных зданий в стиле барокко, в Граде появилось и несколько небольших часовен, а также множество барочных скульптур и картин. В конце XVII в. при императоре Леопольде I архитектор Жан Батист Марей севернее Оленьего рва построил просторный манеж.

Однако впоследствии во время войн за австрийское наследство и Семилетней войны Град был сильно поврежден. Особенно большой ущерб был нанесен во время осады Праги в 1744 г. при обстреле прусской артиллерией. Тем не менее, уже в 1753 году, во время правления императрицы Марии Терезии, была начата грандиозная перестройка Града в стиле венско-итальянского классицизма, которой руководил венский архитектор Никколо Франческо Леонардо Паккасси. В результате строительства новых дворцов панорама Града приобрела торжественный классический вид. Таким образом, период барокко был завершен. Новое самосознание нашло отражение в архитектуре монументальных творений, которые воплотились уже в эпоху классицизма.

Но только в XIX в., в конце концов, решили достроить Святовитский храм. Под влиянием каноника Пешины из Чехорода было основано Объединение достройки Святовитского храма. 1 октября 1873 г. был положен закладной камень строительства, которое длилось до 1929 г. В результате перестройки дворцов архитектором Паккасси и окончания строительства храма св. Вита панорама Пражского Града приобрела современный вид.

 | Домой | Прага - столица Чехии | Чешский Крумлов | Карловы Вары |
| Любимая Чехия | Черноморское побережье | Окно в Париж |

Hosted by uCoz